8 (495) 268-03-16
Звонок бесплатный!

ИСТОРИЯ БРЕНДА NIKE: БОГИНЯ НИКИ, ЛОГОТИП ЗА $30 И КУХОННАЯ ВАФЕЛЬНИЦА

В далеком 1964-ом ниша производства профессиональной спортивной обуви в США пустовала. Единственное, что было доступно спортсменам — немецкие кроссовки Adidas, цены на которые стартовали от $30, и позволить их себе могли лишь уже состоявшиеся профессионалы. Любителям приходилось довольствоваться обычной городской обувью за $5, от которой болели ноги.

Тогда-то американский бегун Фил Найт (Phil Knight) вместе со своим тренером Биллом Боуэрманом (Bill Bowerman) и придумали простой, в общем-то, бизнес, пока еще не имевший ничего общего с легендарными Nike.

 

Благодаря частным урокам экономиста Фрэнка Шелленбергера (Frank Shallenberger) и собственной смекалке, Фил Найт разработал бизнес-концепцию. Открытая им совместно с тренером компания Blue Ribbon Sports заключает контракт с японской фирмой Onitsuka, которая по доступной цене поставляет свою продукцию в США.

 

26-летний Фил Найт лично разворачивает торговлю из автомобильного фургона.

 

Как родилось название Nike

 

Энтузиазм Фила окупился с лихвой. За год компания выручила $8000. Большой удачей для фирмы стало приглашение в нее первого наемного работника — маркетолога Джефа Джонсона.

 

Применив технологию индивидуального подхода, Джонсон ежедневно обзванивал спортсменов — как популярных, так и самых обычных, и интересовался их ощущениями от кроссовок и пожеланиями к спортивной обуви.

 

Он же предложил переименовать компанию в Nike – в честь греческой богини победы Ники. Чтобы придать брендингу большую эффектность, Джефф Джонсон рассказывает СМИ, что видел греческую богиню во сне.

 

Собственное производство Nike в США

 

В начале 1970-х японцы из Onitsuka Tiger решили, что Фил Найк и Билл Боуэрман зарабатывают на «их» кроссовках слишком много и попытались поднять цены на продукцию. Однако американцы сумели вовремя передать производство другой японской компании — Nisho Iwai, а затем и вовсе начали подготовку к открытию полного цикла производства в США.

 

Логотип за $30

 

Свой знаменитый логотип, галочку «swoosh», компания Nike получила...всего за $30. Именно столько заработала создавшая его в 1971 году дизайнер Кэролин Дэвидсон (Carolyn Davidson), молодая студентка Портлендского университета кафедры графического дизайна.

 

По замыслу заказчика Фила Найта, новый логотип должен был символизировать движение.

 

Уже когда Nike стал монстром индустрии, Фил вручил Кэролин статуэтку с изображением логотипа Nike, украшенную бриллиантами, и подарил акции компании, количество которых до сих пор держится в секрете.

 

Кухонная вафельница и другие высокие технологии Nike

 

Технологичность и правильный маркетинг — вот два принципа, на которых строится успех Nike. Еще работая с Onitsuka, Nike начали применять в своих кроссовках современные легкие и практичные текстильные материалы.

 

Отстраиваясь от конкурентов, Билл Бауэрман придумал знаменитую «вафельную» подошву Nike, Рифленая форма подошвы, во-первых, позволила облегчить кроссовки, а во-вторых, улучшала амортизацию при беге. И вновь создается красивая история — по словам Билла, идея пришла к нему, когда он на кухне за завтраком разглядывал вафельницу.

 

Олимпийский успех Nike


В 1972 году, как единственная американская компания — производитель спортивной обуви, Nike получили контракт с национальной олимпийской сборной.

 

Богиня Ники начала приносить первые победы. Использование Nike профессиональными спортсменами Стивом Префонтейном (американский рекордсмен по бегу на средние дистанции), Илие Нэсти (выдающийся теннисист своего времени), Джимми Коннерсом (победитель турнира US OPEN) и другими спортивными «звездами» позволило создать «вафельной подошве» имидж обуви, приносящей победы. А нет никого более суеверного, чем профессиональные спортсмены.

 В 1978 год в кроссовка Nike 4 мировых рекорда установил марафонец из Кении Генри Роно, и компания уверенно вышла на международный уровень.

 

Однако настоящим триумфом для Nike стали Олимпийские игры 1984 года, когда 58 спортсменов в снаряжении от Nike завоевали 65 олимпийских медалей.

 

Nike и Майкл Джордан

Впрочем, 1980-е — не только время побед, но и время жесткой конкуренции с компанией Adidas, не желавшей уступать пальму первенства американцам.

Чтобы реабилитироваться после некоторого снижения популярности, в 1985 году Nike заключили свой самый громкий рекламный контракт с баскетболистом из США Майклом Джорданом (Michael Jordan) на пике его карьеры.

 

Специально для Джордана была создана линейка обуви Air Jordan, которую спортсмен активно рекламировал на площадке и в жизни. И, хотя их черно-красная расцветка была официально запрещена NBA и регулярно опустошала карман Джордана на $1000, ношение персональных кроссовок продолжалось, ведь контракт с Nike покрывал все расходы.

 

В наши дни Nike продолжает завоевывать рынок и сердца поклонников высокими технологиями производства обуви, внимательным подходом к пожеланиям спортсменов и активной работе с мировыми знаменитостями.